Intellectual Partner
INTELPART: Интеллектуальные технологии в бизнесе
• продукты • статьи • методология • проекты • ссп • скачать • контакт • поиск


Предисловие

Цель: научиться получать новые идеи; не проходить мимо новых идей, видеть их, не упускать

Цель: научиться переводить оригинальные идеи из области фантазии и выдумки в область конкретной реализиции

Цель: научиться заинтересовывать окружающих в реализации оригинальных, обоснованных идей

Цель: научиться строить путь реализации новой идеи

Цель: научиться видеть проблему в ее движении и связях

Цель: приобретение практических навыков простейшего оперативного прогнозирования

Цель: научиться ставить цели, отличать действительные задачи от кажущихся

Цель: научиться выявлять существенные движущие силы и прогнозировать события, исходя из их весомости

Цель: научиться использовать фонд движущих сил и объединять усилия при достижении разных целей

Цель: научиться изменять движущие силы для получения наилучшего результата

Цель: научиться формулировать наихудший результат и видеть изменения в движущих силах, приводящие к наихудшему результату

Цель: научиться видеть, каким образом из лучших побуждений получаются худшие результаты и как все же добиться желаемого

Заключение

Методология "Рейтинг-анализ"

Занятие 1. Получение новых идей

Цель:
- научиться получать новые идеи;
- не проходить мимо новых идей, видеть их, не упускать.

Почему это надо

Поскольку в основном все мы ходим в одинаковые средние школы с одинаковыми программами обучения, смотрим одни и те же телевизионные передачи, решаем похожие проблемы как на работе, так и в жизни, наше мышление привыкает к определенному набору несложных операций - реакций на однотипные воздействия внешних обстоятельств. Это порождает так называемую инерцию мышления - неумение видеть новое, необычное, перспективное. Освоив механизмы получения новых идей, мы выходим из тупика.

Пример. До конца прошлого века порох сушили чрезвычайно опасным способом - теплым воздухом. Происходили взрывы, но все к этому привыкли. Понадобился гений Д.И. Менделеева, чтобы предложить простую и очевидную вещь... сушить спиртом.

Эффект курицыПри поиске новых идей у "нормального" мышления срабатывает так называемый "эффект курицы", не позволяющий ему выйти за рамки здравого смысла. Так, если перед курицей поставить сетку длиной три-четыре метра и за ней насыпать зерен, то курица, отбежав в сторону, увидит, что она удаляется от зерен и побежит обратно. Отбежав в другую сторону, она опять видит, что удаляется от зерен, бежит назад, и так много раз, не догадываясь обежать сетку.

Традиционным способом получения новых идей является метод проб и ошибок. Суть метода - перебор вариантов: "А если сделать так?; а если - вот так?; а если попробовать иначе?..." "Нормальный" способ для "нормального" человека.

Опираясь на этот метод, можно классифицировать любые задачи и проблемы по количеству проб, требуемых для их разрешения. Есть задачи "здравого смысла" - несколько проб и ответ готов, более сложные - несколько десятков проб. Метод проб и ошибок (МПиО) перестает работать, когда сложность задач определяется сотнями, тысячами или миллионами проб.

Основное достоинство МПиО - это простота. Этим методом мы все владеем и не нужно тратить время на его освоение. Основной его недостаток - то, что он основан на элементе случайности и не гарантирует получения сильной идеи. В какой-то степени повысить эффективность МПиО можно, увеличив число проб и ускорив их перебор.

Методы активизации перебора вариантов

Метод каталога (предложен в 20-х годах профессором Берлинского университета Ф. Кунце): варианты идей получаются путем выбора сочетаний случайных слов с исходным словом. Случайные слова берутся из каталога, словаря, книги, журнала и т.п. Полученные сочетания развивают, используя ассоциации.

Пример. "Обстоятельства" - исходное слово, "снег" - случайное слово. Сочетание: "снежные обстоятельства", развитие сочетания с использованием ассоциаций: холодные обстоятельства; рассыпчатые обстоятельства; скользящие обстоятельства и т.д.

Метод фокальных объектов (предложен в 50-х годах Ч. Вайтингом, США): на объект-прототип, подлежащий усовершенствованию (фокальный объект), переносятся свойства выбранных наугад нескольких случайных объектов. Полученные сочетания развивают, опираясь на ассоциации.

Мозговой штурм (предложен А. Осборном, США): процессы генерации идей и их обсуждение (критика) разнесены во времени. Эффект при проведении мозгового штурма достигается за счет того, что с участников снимается страх выглядеть глупее других, подвергнуться насмешкам, вызвать отрицательную реакцию руководства и т.д. Благодаря этому иногда высказываются смелые, неожиданные идеи. Как правило, за 25-30 мин. появляется не менее полусотни идей, из которых 10-15% (если уровень задачи соответствует уровню подготовки участников штурма) не лишены смысла.

Пример. Один из вариантов мозгового штурма мы можем наблюдать в популярной передаче В. Ворошилова "Что, где, когда?"

Мозговой штурм намного сильнее МПиО по количеству и эффективности идей, но обладает теми же недостатками: случайность получения результата и негарантированность получения сильного результата.

Синектика (предложена в 50-х годах У. Гордоном, США): единственная научная попытка усовершенствовать мозговой штурм. Особенности синектики:
1) постоянство групп, специальная подготовка членов групп;
2) генерирование идей опирается на четыре вида аналогий:
- прямая аналогия (любая аналогия, например из природы);
- личная аналогия (эмпатия) - попытка взглянуть на задачу, отождествив себя с объектом и войдя в его образ;
- символическая - нахождение краткого символического описания задачи или объекта, например: фонтан - бегущая неподвижность; стекло - невидимая стена и т.д.;
- фантастическая - изложение задачи в терминах и понятиях сказок, мифов, легенд.

Метод контрольных вопросов. Человек отвечает на различные вопросы и в связи с ними рассматривает свою проблему.

Морфологический анализ

На этом методе остановимся особо, поскольку он позволяет даже одному человеку получить неограниченное количество идей в интересующей области.

Свою историю морфологический анализ ведет с двенадцатого века и связан с именем средневекового философа-мистика, богослова и миссионера Раймундо Луллия. Он решал научные (философские и богословские) задачи при помощи так называемой "машины истины". Ее действие заключалось в механическом вращении концентрических кругов относительно друг друга. На каждом из кругов было написано по девять общих понятий, таких, как "Небо", "Бог", "Человек", "Добродетель", "Истина" и т.д. При вращении кругов получались различные комбинации этих понятий, которые рассматривались в качестве новых истин.

Дальнейшее развитие морфоанализа связано с именем швейцарского астрофизика Ф. Цвикки, применившего в тридцатые годы морфологический подход к решению астрофизических проблем и предсказавшего существование нейтронных звезд. Более того, когда в годы войны его привлекли к американским военным разработкам ракет, Цвикки получил 576 вариантов ракетного двигателя, среди которых были и секретные немецкие самолет-снаряд "Фау-1" и ракета "Фау-2".

В простейшем случае морфологический анализ предусматривает построение двухмерной таблицы, где каждая ось - это варианты некого существенного свойства системы. Клетки такой таблицы соответствуют различным идеям.

Пример. Рассмотрим такую систему, как "игра с мячом". Возьмем две существенные характеристики игры (табл. 1).
Первая - среда игры. Ее возможные варианты: земля, вода, воздух, пол, стол, потолок, радиоприемник, вата, шампанское, болото.
Вторая характеристика - инструмент игры. Возможные варианты этой оси: нога, рука, живот, голова, палка (клюшка), ракетка, кувалда, радиоприемник, подчиненный, меч.

Таблица 1. Игра в мяч
Инструмент игры Среда игры
земля вода воз-
дух
пол стол пото-
лок
радио-
приемник
вата шампан-
ское
болото
нога                    
рука                    
живот                    
голова                    
палка, клюшка                    
ракетка                    
кувалда                    
радиоприемник                    
подчиненный                    
меч                    

Таким образом, получаем таблицу, в которой сто клеток. В идеальном случае - это сто различных игр. Можно превратить плоскую таблицу в объемный ящик, добавив еще одну ось, скажем, "цель игры". Можно добавить еще одну ось, например "материал, из которого сделан мяч". Тогда имеем 10х10х10х10=10000 вариантов игры в мяч.
Количество осей можно увеличить по желанию, тем самым неограниченно увеличивая количество идей.

Морфологический анализ по эффективности сильнее МПиО на несколько порядков. Грамотно составленный многоосевой морфологический ящик может полностью перекрывать всю область интересующей нас проблемы.

Последовательность проведения морфологического анализа

Алгоритм построения морфоящика и получения новой системы (ситуации):
1. Выбрать интересующую нас систему, определить, что от нее требуется (цель).
2. Определить существенные составляющие и свойства этой системы (элементы, функции и т.п.), тем самым получить набор осей морфоящика.

Если выбор осей не очевиден, целесообразно:
а) просмотреть три-четыре варианта подобных систем. Например, если система дерево, то следует рассмотреть разные виды деревьев;
б) сравнить, чем эти варианты отличаются. Например, сравним два дерева - яблоню и березу. Чем они отличаются? Формой и размером листьев, высотой, формой и размером ствола, корневой системой, продолжительностью жизни и т.д.;
в) существенные меняющиеся факторы и будут осями морфоящика.

3. Определить возможные варианты (возможные проявления) существенных составляющих, выявленных в пункте 2, и внести их в оси морфоящика.
4. При необходимости добавить универсальные оси из следующего перечня: "состав системы"; "состояние системы"; "направление развития системы"; "энергопитание"; "способ изменения"; "сфера распространения"; "управление"; "цель"; "назначение"; "смысл существования"...
Можно добавить "функциональную" ось, содержащую: увеличение - уменьшение; объединение - разъединение; свойства - антисвойства; ускорение - замедление; смещение времени: назад - вперед; свойства по времени: постоянные - переменные; отделить функцию от объекта; изменить связь со средой, включая полную замену среды.
5. Оформить полученные данные в виде таблицы.
6. Выбрать сочетания.
7. На основе выбранных сочетаний описать новую систему (ситуацию).

Пример 1.
1. Система: игра с мячом. Цель: приду мать новые игры с мячом.
При постановке цели следует помнить, что морфоящик является инструментом, позволяющим получать новые идеи. С помощью морфоящика нельзя "организовать", "построить", "сделать". Можно придумать что-то новое, рассмотреть ситуацию в целом, исследовать ее с разных сторон, увидеть какие-то новые варианты.

2. Определяем существенные составляющие игры с мячом. Для облегчения определения составляющих сравним игры: волейбол и хоккей на траве.
Системы отличаются: инструментом игры (рука и клюшка), правилами игры, средой игры, временем игры, результатом игры, количеством игроков, одеждой игроков, полом игроков, площадкой для игры, динамичностью игры, мячом, материалом мяча.
По результатам сравнения определяем существенные составляющие игры: инструмент игры; материал мяча; результаты игры; количество игроков. Это и будут оси морфоящика (табл. 2).

Этот шаг алгоритма является главным на этапе выбора осей морфоящика. На этом шаге необходимо сравнить не менее двух систем, с которыми предполагается работать. Сравнивать следует последовательно, по две системы, описывая отличия.
Поставив себе цель, например, придумать новые игры с мячом, нужно сравнить (как минимум) две различные игры.
Например, если цель - придумать игру на новой спортивной площадке, то сравниваем системы: площадка для игры в большой теннис и футбольное поле.
Системы отличаются: материалом площадки, формой, размером, цветом, покрытием, ограждением, разметкой, освещением площадки.
Если цель - игра с новым мячом, то рассматриваем два разных мяча: мячик для игры в большой теннис и шарик для игры в настольный теннис; системы отличаются: размером, цветом, материалом мяча, прыгучестью, весом мяча.
Все элементы, полученные в пункте "системы отличаются", могут быть осями морфоящика. Необходимо выбрать наиболее существенные с точки зрения поставленной цели и работать с ними.

3. Определяем возможные проявления существенных составляющих и вносим их в морфоящик (табл. 2).
4. Универсальные и функциональные оси не добавляем.
5. Полученные данные оформляем в виде таблицы.

Таблица 2. Игра с мячом
Среда игры Инструмент игры Материал мяча Результат игры Количество игроков
земля
вода
воздух
пол
стол
потолок
радиоприемник
вата
шампанское
болото
нога
рука
живот
голова
палка
ракетка
кувалда
радиоприемник
подчиненный
меч
резина
металл
пена
дерево
вата
лед
камень
магнит
стекло
желе
печеное тесто
отобрать
избавиться
похитить
отбить
съесть
доказать силу
не допустить касания
попасть в цель
сломать
починить
заработать
жениться (выйти замуж)
один
два
три
несколько
много
очень много
отсутствие игроков

Пример 2.
1. Система: светофор. Цель: получить оригинальную идею устройства, регулирующего движение.
2. Определяем существенные составляющие светофора: место расположения светофора; способ подачи сигнала; объект регулирования; способ крепления; размер. Это и будут оси морфоящика (табл. 3).
3. Определяем возможные проявления существенных составляющих и вносим их в морфоящик (табл. 3).
4. Универсальные и функциональные оси не добавляем.
5. Полученные данные оформляем в виде таблицы.

Таблица 3. Светофор
Место расположения светофора Способ подачи сигнала Объект регулирования Способ крепления Размер
в воздухе
над землей
под землей
на земле
на воде
под водой
в космосе
в здании
в лесу
в самом объекте
цвет
свет
звук
запах
механическое воздействие
химическое воздействие
электрическое излучение
психическое воздействие
психологическое воздействие
через посредника
автомобиль
самолет
железнодорожный транспорт
водный транспорт
люди
животные
рыбы
насекомые
мысли
механический
химический
магнитный
без опоры
нетрадиционный
атом
молекула
сантиметр
дециметр
метр
километр
Земля
Галактика

6. Выбираем сочетание: в самом объекте - свет - насекомые - механический - дециметр.
7. Описываем новую систему. В ящике с отверстием помещен источник света, привлекающий насекомых. Светофор-фонарь механически закреплен перед входом в помещение для улавливания насекомых. Размер светофора 4х4 дециметра.

6*. Выбираем сочетание: под водой - звук - рыбы - без опоры - метр.
7*. Описываем новую систему. Под водой установлен светофор, "излучающий ультразвук", привлекающий рыб. Размер устройства 0,5x0,3 метра. Объем и масса светофора соответствуют определенному уровню погружения без опоры.

Особенности проведения морфологического анализа

1) При определении существенных составляющих и выборе осей морфоящика необходимо сравнивать два или более объекта (см. пункт 2 алгоритма построения морфоящика).

2) Степень детализации морфоящика (количество осей, количество вариантов проявления осей) должна быть на грани Вашего собственного понимания проблемы, т.е. если Вы построили слишком маленький и простой ящик, вы не получите новых идей, а если слишком большой и "абсурдный" - запутаетесь в нем. Почувствовать эту грань можно только на практике.

3) Для гарантированного получения новых идей необходимо:
- вводить полюсные проявления осей (от нуля до бесконечности - ось "количество игроков" в морфоящике "Игра с мячом");
- вводить универсальные и функциональные оси (см. пункт 3 алгоритма построения морфоящика).

Например, в морфоящик "Игра с мячом" можно ввести следующие универсальные оси (так называемые оси динамизации):

изменение во времени свойств мяча: изменение во времени свойств среды игры: характер изменений свойств среды или мяча

свойства мяча не изменяются

изменяется: форма
  размер
  вес
  баллистика
  цвет
  температура
  роль мяча в игре

свойства среды не изменяются

изменяются: размеры, форма
  температура
  тряска, вибрация

по определенному закону

случайно, непредсказуемо

добавляется

исчезает

Некоторые важные моменты занятия 1

  • Перечислим, что дает использование морфологического анализа.
    1. Позволяет получить неограниченное количество идей в тех случаях, когда надо придумать что-то конкретное (новое изделие, новый вид рекламы и т.п.).
    2. В более сложных случаях позволяет:
    - увидеть проблему в целом;
    - расширить сектор видения проблемы;
    - изменить точку зрения и получить какой-то неожиданный взгляд на проблему.
    3. Дает умение оперировать абсурдными на первый взгляд понятиями, снимает инерцию мышления и страх оказаться неправым - расширяется диапазон приемлемости нового.

  • Умение получать новые идеи - необходимый этап к умению их обосновывать и реализовывать. Переводить их из области фантазии в область конкретных прибылей и интересов (см. следующие занятия).

Домашнее задание No. 1

1. Используя метод морфологического анализа, предложите 7 новых игр с мячом. Воспользуйтесь морфоящиком по играм с мячом, приведенным в методических материалах. Если возникнет желание добавить в морфоящик новые оси, опишите, как Вы их получили. Для этого необходимо внимательно изучить пункт 2 алгоритма построения морфоящика.
2. Постройте морфоящик и предложите 5 идей многофункциональной ручки (ручка может быть любая: пишущая, дверная, от сковородки и т.п.).
3. Выделите в своей работе и жизни области и проблемы (не менее пяти), при решении которых был бы полезен морфоанализ.

Примечание. Выполняя домашнее задание No. 1 необходимо пользоваться формой для выполнения домашнего задания No. 1. Особое внимание обратите на четкое выполнение пункта 1 и пункта 2 - постановку цели и выделение осей морфоящика. Подробное описание выполнения этих пунктов дано в методических материалах.

Форма выполнения домашнего задания No. 1
по теме "Морфологический анализ"

1. Система:
Цель:
2. Сравниваю системы:
Системы отличаются:
3 - 5. Оси, выявленные в результате сравнения систем-аналогов и добавленные из перечня универсальных и функциональных параметров, а также варианты их проявлений заношу в таблицу:
             

 

 

 

           
6. Выбираю сочетание:
7. Описываю новую систему (описание в связанном по смыслу виде):

Далее см. Занятие 2. Обоснование новых идей Далее



Вверх Intellectual Partner, Интеллектуальный Партнер, INTELPART, ИНТЕЛПАРТ, логотип IP, РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ, ИНТЕЛПАРТ РЕЙТИНГ-АНАЛИЗ являются товарными знаками либо зарегистрированными товарными знаками, права на которые принадлежат ОДО "Интеллектуальный Партнер".
Авторское право (C) 1997 С.Александров, П.Фадеев. Все права защищены.
Авторское право (C) 2001-2024 INTELLECTUAL PARTNER. Все права защищены.
Условия использования материалов сайта.
Locations of visitors to this page